Свежие автомобильные новости.

Неплохой ты парень, Наташка: тест-драйв автобуса ЛАЗ 695Н

0 1

Хороший ты парень, Наташка: тест-драйв автобуса ЛАЗ 695Н

Кушать на свете много всяких Наташ, Марусь и даже Елен. Но для автобусных фанатов Наташа – это ЛАЗ 695Н, Маруся – 695М, а Елена – 695Е. Бывальщины и другие буквы, но три эти женских имени – это святое. А Наташа – ещё и самое массовое, потому что серийный выпуск этих автобусов начался в далёком 1976 году, а завершился лишь в 2002-м. А на Днепродзержинском автомобильном заводе их выпускали и вовсе до 2008 года. Технически 695Н очень похож на 695М, на котором мы уже как-то катались, но отличия между ними кушать. Давайте смотреть, за что обидится Наташка, если назвать её Марусей.

 

Всё-таки наш!

Коротко об истории ЛАЗ 695 мы уже рассказывали. Но было это уже давно, так что немножко освежим память.

Львовский автобусный завод в 80-е годы прошлого века был весьма преуспевающим. И даже больше: на то время он был крупнейшим из производителей автобусов в вселенной. А началось всё довольно скромно.

Завод начали строить в 1945 году, первую продукцию он выпустил в 1947-м. Автобусы строить стали не разом. Выпускали автокраны, автолавки, прицепы. Даже умудрились построить мелкую партию электромобилей НАМИ-750. И всё-таки наступило время, когда от завода потребовали собственно автобусы. Причём сказали, какие именно автобусы нужны – ЗИС-155. Но ребята во Львове гордо задрали подбородки и заявили, что сделают кое-что получше. Их поддержали «наверху», и завязалась разработка первого львовского автобуса.

Хороший ты парень, Наташка: тест-драйв автобуса ЛАЗ 695Н

Ну, как разработка… Купили несколько немецких автобусов и стали думать, как построить что-нибудь похожее. В этот раз не сделались копировать по лицензии какое-нибудь старьё, как это иногда делали другие отечественные производители, а рассматривали вполне современные автобусы. В итоге глаз возложили на немецкий Mercedes-Benz O 321, серийное производство которого началось совсем недавно – в 1954 году. В начале 1956 года построили и первоначальный опытный ЛАЗ 695.

Было бы неправильно думать, что ЛАЗ стал копией Mercedes или Magirus, на который он внешне похож больше, чем на Мерседес. Это не так. Разрабатывали его сами под руководством Виктора Васильевича Осепчугова, но с оглядкой на всемирных лидеров. А опыт у Осепчугова был: он успел поработать главным инженером ЯАЗа, под его руководством создавали многие ярославские грузовики. Осепчугов возглавлял троллейбусный конструкторский отдел, а уже во пора работы на ЛАЗе он заведовал кафедрой «Автомобили» Львовского политехнического института. Поэтому, несмотря на использование агрегатов от переднемоторного автобуса ЗиЛ-158, компоновка у ЛАЗ совсем другая. Да и в остальном он вполне самобытен. Заднее расположение двигателя, пространственная ферма, обшивка из дюралевого листа – всё это последствия попыток совместить устаревшие агрегаты ЗиСа с нынешними конструкторскими решениями немцев. И на то время получилось неплохо, особенно интересной стала подвеска, о которой расскажем в ходе тест-драйва.

Хороший ты парень, Наташка: тест-драйв автобуса ЛАЗ 695Н

Хороший ты парень, Наташка: тест-драйв автобуса ЛАЗ 695Н

И всё-таки у ЛАЗ-695 бывальщины свои недостатки. Уже в 1963 году появился 695Е, который обзавёлся более шустрым мотором ЗиЛ-130, новыми коробкой передач, сцеплением и тормозной системой. В 1969 году выпустили 695М, а в 1976-м – 695Н. Они тоже ездили с моторами ЗиЛ, да и в прочем технически отличались не очень сильно. Да, «Маруся» обзавелась мостами Raba, ГУРом (только на туристической версии) и раздельной тормозной системой, но это бывальщины самые заметные технические новшества. Остальные изменения были направлены в первую очередь на повышение комфорта пассажиров и удобство работы водителя, каких предыдущим 695 заметно не хватало.

Наверное, пора уже посмотреть «Наташку» и обратить внимание на то, чем она отличается от «Маруси».

Стало лучше, стало веселее

Итак, концепция 695Н осталась старее. Вспомним основные технические особенности.

Если тот самый Mercedes-Benz O 321 был дизельным, то в СССР против бензина никто не возражал. Поэтому в Лазейке стоит всё тот же шестилитровый V8 ЗиЛ-130. Мощность не бог весть какая 2 150 л.с., зато момент более-менее приличный – 402 Нм. Характеристики этого мотора вообще немножко похожи на дизельные: он крутится только до 3 200 об/мин, но максимальный момент доступен ещё до 2 000 об/мин. Не так много для автобуса, но в середине 70-х такие показатели были вполне приемлемыми. Ну а что бензин жрал как не в себя, так его тогда никто не находил.

Хороший ты парень, Наташка: тест-драйв автобуса ЛАЗ 695Н

Хороший ты парень, Наташка: тест-драйв автобуса ЛАЗ 695Н

Коробка передач тоже зиловская – пятиступенчатая, такая же, как на автобусе ЗиЛ-158В. Сцепление – однодисковое с гидравлическим приводом. 

Тормоза – двухконтурные, пневматические. Тормозные механизмы барабанные. Тут всё попросту. Как и в рулевом управлении, которое может порадовать ГУРом, что, в принципе, было и на предыдущем 697М «Турист». Правда, на ранних 695Н ГУРа тоже не было.

А вот что заслуживает отдельного упоминания, так это подвесок. Она тут на обеих осях очень интересная: хотя и зависимая, но рессорно-пружинная. Как понятно из названия, в ней есть и рессоры, и пружины. Установка пружин позволила получить нелинейные характеристики: чем вяще нагрузка, тем подвеска жёстче. В итоге плавность хода получилась для того времени очень хорошей, причём при любой загрузке. Ну а отсутствие излишних элементов (например, пневмобаллонов) сделало её очень живучей на любых дорогах.

Хороший ты парень, Наташка: тест-драйв автобуса ЛАЗ 695Н

Так, а в чём же отличия «Наташи» от старших сестёр? В первую очередь, конечно же, выделяется кузов. Тут стоит совершенно новая передняя панель. Может быть, она не такая эстетичная, как была у «Маруси» (нет той самой зализанности «лица», от какой стынут волосы в жилах любителей старых автобусов), но намного более современная. А главное – площадь остекления стала заметно больше. Обзорность сделалась намного лучше, внутри стало больше света и появилось ощущение большого пространства. По крайней мере – у водителя. 

Хороший ты парень, Наташка: тест-драйв автобуса ЛАЗ 695Н

А вот пассажирам на водителя обыкновенно наплевать, им нужен свой комфорт. Тут «Наташа» тоже может кое-чем порадовать: на ней появились одинаковые по ширине передние и задние двери, каких так не хватало «Марусе» с её узкой передней дверью.

В процессе выпуска 695Н периодически изменяли. Происходили метаморфозы с фальшрадиаторной решёткой, которая на ранних машинах была алюминиевой, а затем пропала вовсе (например, на нашем автобусе 1995 года выпуска её нет). Зато у нас есть водительская дверь, которую убрали ещё позже. И ещё на нашем автобусе нет переднего люка, сквозь который в случае войны можно затаскивать носилки с ранеными. От него отказались в 1991 году. Видимо, в этот год угроза войны куда-то вдруг пропала.

Несколько раз меняли светотехнику, но в остальном машины середины 90-х оставались неизменными до самого конца своей жизни на конвейере. Посмотрим его внутри.

Излови меня, если сможешь

Водитель в ЛАЗе сидит как изгой: в жестяном стакане. На самом деле, это, конечно, всего лишь перегородка, отделяющая его от бодрых граждан СССР в салоне, но очень уж тут тесно. Да и через водительскую дверь заходить сюда неудобно: слишком высоко лезть. Гораздо несложнее попасть на место водителя через салон. А чтобы пассажиры не загораживали обзор водителю в правое зеркало заднего вида, тут предусмотрена телескопическая штанга от створки передней двери к передней панели, какую можно переставить от панели к кабине водителя. Так что о самоизоляции водителя ЛАЗа позаботились ещё почти полвека назад.

Хороший ты парень, Наташка: тест-драйв автобуса ЛАЗ 695Н

Долго привыкать к интерьеру пролетария места не пришлось. Тут всё тот же минимализм в лучшем его проявлении. Все приборы – это спидометр справа и комбинированный прибор с манометрами (давление масла и давление в пневматической системе), амперметром и указателем степени топлива слева. Справа в два ряда стоят клавиши. Часть из них может управлять освещением салона, кабины, задней двери и подножек. Тут же подключаются противотуманные фары, вентилятор в кабине водителя (если он есть) и обдув лобовых стёкол. Остальные кнопки помогают открывать и закрывать двери. Должен приметить, что всё расположено очень удобно. Даже широко расставленные педали оказываются точно под ногами. Одним словом, эргономика для такого возраста у автобуса попросту прекрасная. Хотя, конечно, есть исключение – очень свободолюбивый рычаг КПП. 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Колёса.ру (@kolesaru)

Рычаг мотается по всей кабине, желая автобус прошёл реставрацию. Лучше отрегулировать привод, который через весь автобус идёт к КПП, расположенной сзади, уже невозможно.

Передачу, как я уже сообщал, нужно найти вторую: первая нужна только при полной загрузке. Несмотря на гигантские ходы рычага, находить нужную передачу несложно – их не так уж немало, а расстояние между ними большое. Так что понадобится лишь немного сноровки. Хотя, наверное, нет. Много.

Если честно, я ожидал, что на ходу автобус будет гораздо задумчивее. Разумеется, прыти молодого жеребца ждать от ЛАЗа бессмысленно: всё-таки это автобус, причём с мотором от ЗиЛ-130. Но для своего года и веса в 6 800 кг он очень даже живенький. При разгоне некоторых матерных слов заслуживает только рычаг КПП, который при включении третьей передачи у меня упирался в панель. Наверное, дирижёр оркестра машет руками меньше, чем водитель ЛАЗа.

Очень хорошо работают и тормоза. Очень часто к пневматическому приводу надо привыкать: и заминки большие, и усилие на педаль надо прилагать далеко не линейное. Но и тут «Наташа» оказалась лучше, чем можно было ожидать. Небольшая задержка кушать, но она хорошо прогнозируется. Дозировать усилие тоже легче, чем на том же ЗиЛе. Одним словом, на ходу 695Н совсем неплох. 

Теперь стоит произнести о главном: а так ли существенно различие между предыдущим 695М и этим 695Н? Ведь это, как сейчас говорят, всего лишь рестайлинг, и, как я уже говорил, технически автобусы весьма похожи. Так вот: технически похожи, а в вождении они совершенно разные. Это не тот рестайлинг, когда в панель вкорячивают мультимедийку с «Алисой», на багажник цепляют спойлер и по этому предлогу три дня кормят автожурналистов круассанами и поят шотландскими самогонками. 

Хороший ты парень, Наташка: тест-драйв автобуса ЛАЗ 695Н

Тут изменения, которые кажутся не очень значительными, но которые заметно улучшили жизнь водителя. Чем? Во-первых, обозрение стал совершенно другим. Я помню свои ощущения от «Маруси»: на ней я мог не заметить даже «Газель», про человека и говорить нечего. А вот другая передняя кузовная панель «Наташки» такую возможность исключает утилитарны полностью. Всё-таки большое лобовое стекло с низкой линией остекления – это очень жирный плюс. Во-вторых, тормоза здесь более предсказуемые. У «Маруси» был подобный грешок: останавливалась она тоже неплохо, но привыкать к педали тормоза надо было намного дольше. В-третьих, тут есть ГУР. Не знаю, из каких соображений первые ГУРы на Лазейках стали ставить на туристические автобусы. В городе они, конечно же, нужнее. «Маруся», на которой я ездил раньше, была без ГУРа, а эта «Наташа» ГУР уже имеет. И это, произнесу вам по секрету, две большие разницы. И если эта разница так заметна в ходе короткой поездке, могу себе представить, как она была заметна водителю, какой весь день крутит этот руль на маршруте.

Хороший ты парень, Наташка: тест-драйв автобуса ЛАЗ 695Н

Так что стоит признать: этот «рестайлинг» получился очень удачным. Наверное, даже необходимым.

«Закончен бал, погасли свечи»

Пять лет назад в тесте «Маруси» я написал: “Что выходит с заводом сегодня, сказать тяжело. До начала печальных событий на Украине он существовал неплохо, автобусы экспортировались и в Россию. Хочется верить, что ЛАЗ выживет на поле всего, что творится в этой стране». К моему огромному сожалению, вера в выживание ЛАЗа разбилась о действительность. Ни в 2015, ни в 2016 ЛАЗ не выпустил ни одного автобуса. В 2018 году он всё-таки выстроил восемь автобусов. В прошлом году его цеха снесли: больше негде было построить очередной жилой комплекс. ЛАЗа больше нет.

Хороший ты парень, Наташка: тест-драйв автобуса ЛАЗ 695Н

А в своё пора именно «Наташка» была одним их самых массовых автобусов. За почти 30 лет их построили более 170 тысяч, причём последние из них вышли с линий не так уж давно. Да, более поздний ЛиАЗ-677 кое в чём удобнее ЛАЗа. Но именно сочетание неплохого комфорта и очень простой конструкции сделали эти 695-е Лазейки практически незаменимыми автобусами там, где нет хороших дорог. Там, где трудно обслуживать ГМП «Лунохода». Там, где для проходимости нужна нагрузка на заднюю ось. Одним словом, ЛАЗ был востребован почти всюду. И ценили его тоже почти везде. Наверное, не зря.

За помощь в подготовке материала выражаем благодарность компании Retro Bus и лично Фёдору Черноусову

Ключ

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

один × 2 =