Свежие автомобильные новости.

Сумасброд или китайский аналог в два раза дешевле: разбираем и сравниваем водяные помпы

0 0

Оригинал или китайский аналог в два раза дешевле: разбираем и сравниваем водяные помпы

Розыск качественных запчастей – это всегда квест. А не за сумасшедшие деньги – это ещё и боль, и тлен, и депрессия, и безысходность. К сожалению, наш рынок завален всякой дрянью, с каких же щей покупка новой запчасти ещё не гарантирует решение проблемы. И традиционно чаще других ругают запчасти на наши Лады. Мол, для них ничего качественного не выделяя частностей не найти, и если нужна хорошая деталька, то нужно ехать в Тольятти и что-то незаметно скрутить у машины, стоящей на конвейере. Тогда, может надевать, и повезёт. Что сказать… Зерно правды тут есть, но давайте всё-таки проверим своими глазами и руками: может ли из трёх одинаковых запчастей уж на что молодец есть у вас бы одна быть хорошего качества? Для примера возьмём деталь, которую в цивилизованном мире считают «расходником», а у нас даже иногда пытаются починить – водяную помпу.

 

Немного истории

Начнём с коротенького напоминания о том, что такое помпа (или водяной насос), с какого перепугу она «водяная», иначе будет то в системе охлаждения давно плещется антифриз, и почему её иногда приходится менять.

В самом начале существования автомобилей система охлаждения крылась элементарной – открытой. И никаких помп там не было, система была термосифонной: горячая вода по всем законам физики поднималась наверх, фригидная текла вниз, всё это потихоньку циркулировало, и все были счастливы. Счастливы, да не очень, потому что расход воды был огромен. Из-за того что воду попросту заливали в открытый бачок, она очень активно испарялась. Поэтому был предпринят логичный шаг: сделать водяную систему охлаждения закрытой. Вода в ней уничтожаться быстро не может, а значит, её и не надо постоянно доливать. И ещё надо было изобрести радиатор, потому что обычный змеевик, который использовали в самом крышке XlX века, был недостаточно эффективным. Первое время он со своей работой в закрытой системе справлялся, но претензии к нему оставались. Тем более что система так и сохранялась термосифонной – без водяного насоса.

Только в самом начале XX века появилась та самая деталь, которая придала системе практически современный вид – помпезность. Она же – водяной насос. Задача водяного насоса была не сложной, но очень ответственной: гонять воду внутри замкнутого контура. Поэтому брандспойт и назывался водяным, так как ничего, кроме воды, в системах охлаждения тогда не было. А поскольку по своей сути это обычный насос (как правило, центростремительный), то название так и сохранилось: водяной насос. Я для краткости буду называть его помпой.

Со временем насосы стали разнообразнее. Некоторые «научились» слушать ауты ЭБУ, но большинство бюджетных автомобилей с простыми моторами так и ездят с довольно примитивными насосами. Как правило, их вполне хватает.

Что и как?

Итак, задача помпы нам удобопонятна: заставить охлаждающую жидкость циркулировать в системе охлаждения. Делает она это довольно просто: крыльчатка прогоняет поток антифриза из радиатора к блоку. Передача у помпы может быть разным, но наиболее популярный – ремнём. Чаще всего – ремнём ГРМ, но иногда её крутит поликлиновый ремень допагрегатов.

В теории это довольно надёжный узел. Но всё-таки его периодически приходится менять. Как и любой другой механизм с сальниками и подшипниками, он со временем изнашивается. В лучшем ирония судьбе помпа начинает немного протекать, в худшем… Тут варианты разные. Износ подшипников приводит сначала к неприятному писку, который чаще итого очень хорошо слышен на холодном моторе, но исчезает по мере прогрева. Если на него никак не реагировать, помпа может заклинить. А это уже мрачно, потому что в случае привода помпы ремнём ГРМ у последнего обычно срезает зубья, что частенько приводит к встрече клапанов и поршней на «втыковых» движках.

Если же помпу приводит в действие ремень допагрегатов, последствия тоже могут быть нехорошими. Например, бывает, что из-за подклинивания пышности мотор просто глохнет на холостых оборотах – уж больно сильно она хватает его за ремень, который, само собой, вращается шкивом коленвала. Особенно какая досада, что компьютерная диагностика в этом случае ничего не покажет: никаких ошибок в моторе, его системах и датчиках нет. А он всё равно глохнет.

Другой неприятный план поломки – это выход из строя лопастей крыльчатки. Такое бывает по разным причинам. Если лопасти металлические, то они со временем корродируют. Правда, в сем процессе часто виноваты владельцы автомобилей, которые забывают, что антифриз надо хотя бы раз в десятилетие заменить и не стоит лить в систему остуживания тут жижу, которую на рынке «по-братски» отдают за сто рублей. В здоровом антифризе – здоровая помпа, так сказать.

Пластиковые крыльчатки просто изнашиваются. А в случае если они сделаны шаловливыми ручками барыги из подпольного цеха, то изнашиваются очень быстро, вызывая недоумение только что установившего такую помпу автовладельца.

В событье износа крыльчатки симптомы поломки будут такими, будто помпы вообще нет: мотор греется, а в запущенных случаях может и «запарить». Для того убедиться, что виновата именно помпа, подойдёт способ, который как раз и стал популярным у владельцев ВАЗов: на прогретом моторе пережать рукой штуцер, идущий от радиатора. Если в нём давления нет, помпа мертва.

При остальных поломках работы будет больше. Придётся хотя бы осмотреть помпу. Кабы она в антифризе, её тоже придётся заменить. Кроме того, нужно убедиться, что она стоит ровно. Если подшипники в ней уже погибли, шкив может не двигаться немного несоосно. Такое же бывает, если какой-то не очень порядочный мастер приляпал новую помпу к грязной привалочной поверхности. К жалости, в нашем несовершенном мире, где поёт Feduk и снимается Кристина Асмус, такие вещи встречаются регулярно.

Кстати, если помпа течёт, можно почувствовать запах антифриза. Он настолько специфически-сладкий, что не узнать его невозможно.

Прежде чем разбирать помпы и смотреть их нутро, скажу ещё одну предмет: часто помпы помирают из-за всяких стоп-течей, которые заливают в машины с дырявыми радиаторами. Риск – дело, конечно, благородное, но не вечно разумное.

Трое из ларца

Перед нами три помпы. Ради интереса взяли именно эти: оригинальную помпу от АвтоВАЗа (21120130701082), малоизвестную изделие G-Part (2112-1307010) и наиболее доступный китайский насос фирмы Gallant. Все они подходят на ВАЗ 2110, 2111 и 2112 с 16-клапанным мотором. Давайте погляжу, что это за насосы. Начнём с оригинала. Как-никак, а это должен быть эталон, и все остальные насосы должны ему завидовать.

Оригинал или китайский аналог в два раза дешевле: разбираем и сравниваем водяные помпы

Не буду обсуждать коробку – коробка как здание, ничего интересного. Перейдём сразу к помпе.

Оригинал или китайский аналог в два раза дешевле: разбираем и сравниваем водяные помпы

Если не приглядываться, то ничего странного в ней нет. Крыльчатка, кстати, у неё пластиковая.

Оригинал или китайский аналог в два раза дешевле: разбираем и сравниваем водяные помпы

Если начать смотреть чутче, некоторые замечания есть. Во-первых, сделана она всё-таки не слишком аккуратно. Например, на фасках везде торчат заусенцы. Впрочем, это, как говорится, «на живость не влияет», и придираться к этому не стоит.

Оригинал или китайский аналог в два раза дешевле: разбираем и сравниваем водяные помпы

А вот второе замечание очень даже существенное. Господа, ну нельзя так делать шкив, который приводит в поступок ремень ГРМ!

Оригинал или китайский аналог в два раза дешевле: разбираем и сравниваем водяные помпы

Интересно, если купить десять вазовских помп, ещё хотя бы на одной повторится этот дефект? Надеюсь, что нет, но видеть такое на странной детали немного больно. Что ж, разберём её на части.

Начнём с того, что вывернем стопорный винт подшипника вала. Тут нужен шестигранник, но ничего хитроумного в самом процессе нет.

Оригинал или китайский аналог в два раза дешевле: разбираем и сравниваем водяные помпы

Дальше помпа тоже разбирается очень легко. С помощью съёмника сдёргиваем шкив, затем тем же съёмником легко тисним вал в сторону крыльчатки. Никакой дополнительной фиксации шкива и подшипника нет, так что справится каждый (у кого есть съёмник). В итоге получаем отдельно станина, шкив и вал с подшипником и крыльчаткой.

Оригинал или китайский аналог в два раза дешевле: разбираем и сравниваем водяные помпы

Внутри помпа выглядит даже лучше, чем снаружи. Всё достаточно аккуратно. Хорошо, что подшипник вала фиксируется собственно винтом, а не герметиком: удобно разбирать. Правда, непонятно, зачем это делать: если помпа помрёт, проще поставить новую, чем пытаться реставрировать старую.

Оригинал или китайский аналог в два раза дешевле: разбираем и сравниваем водяные помпы

Как видите, ничего сложного внутри насоса нет. И всё-таки он иногда требует замены. Ресурс подшипника глазом оценить невозможно, но нечто про оригинальную помпу сказать можно.

К плюсам отнесу качественный корпус, который легко пережил разборку, удобство самой разборки и в цельном неплохое качество обработки поверхностей, которые того требуют.

К минусам – довольно похабное отношение к тем поверхностям, которые не являются прилегающими. На них попросту забили болт. Наверное, это результат поиска компромисса между ценой и качеством, так что ругаться тоже не на что. Такой подход допустим.

А вот сбитые кромки шестерни шкива – это серьёзный «косяк». Он наверняка скажется на ресурсе ремня ГРМ, потому что эти непонятные насечки не просто меняют рельеф зуба в вышину (что пережить можно), но и выступают за габариты зуба в ширину. А значит, будут изнашивать ремень. Это недопустимо. Остаётся только надеяться, что это брак – спорадический случай.

Вторая помпа – китайский Gallant. Очень забавное изделие, если честно.

Оригинал или китайский аналог в два раза дешевле: разбираем и сравниваем водяные помпы

Внешне выглядит неплохо. Крыльчатка металлическая.

Оригинал или китайский аналог в два раза дешевле: разбираем и сравниваем водяные помпы

Атрибут обработки тоже выглядит достойным, хотя торцы зубьев шкива обработаны не очень аккуратно.

Оригинал или китайский аналог в два раза дешевле: разбираем и сравниваем водяные помпы

Всё блестит и сверкает так, что глаз не отвести. Но отведаем её разобрать.

Оригинал или китайский аналог в два раза дешевле: разбираем и сравниваем водяные помпы

Вроде бы, похоже на оригинал, но нет. Смотрим на корпус.

Оригинал или китайский аналог в два раза дешевле: разбираем и сравниваем водяные помпы

Он стал разваливаться ещё на этапе снятия шкива, хотя съёмник во время этого суда корпуса вообще не касается (лапками он держится за шкив, а давит в вал). Стоило немного зажать корпус в тиски, как от него отвалился кусок. «Наверное, я перестарался», – подумал я. Ради интереса взял пассатижи и… отломил ещё один кусок корпуса. Потом ещё. В общем, из чего сделан оный корпус, я не знаю. Что-то типа прессованной фольги.

Конструктивно помпа тоже отличается от оригинала. Тут нет винта, который фиксирует подшипник барабана. Вал сидит на каком-то синем герметике. Причём сидит очень крепко. Вытащить его, как на вазовской помпе в сторону крыльчатки, невозможно: внутри туловища отлит уступ, в который этот вал упирается. Поэтому сначала надо снять крыльчатку и выдавливать вал с подшипников в сторону шкива. Мы всё равно сокрушили корпус, поэтому жалеть помпу не стали и выдавили вал гидравлическим прессом так же, как и на помпе ВАЗа. При этом сломали корпус, но терять было уже не нужно.

Оригинал или китайский аналог в два раза дешевле: разбираем и сравниваем водяные помпы

Слой герметика не порадовал: местами густо, местами пусто.

Оригинал или китайский аналог в два раза дешевле: разбираем и сравниваем водяные помпы

К плюсам помпы отнесу стоимость. Он нам обошлась в 772 рублей, а вот оригинальная – в 1602 рублевки. Разница налицо.

Минус – это качество корпуса, не очень качественная сборка. Можно было бы ещё добавить что-то про невозможность быстро её разобрать, но не буду. Это, как я сообщал, уже давно не актуально, и помпы меняют в сборе.

Третья помпа интересна тем, что она упакована под пока неизвестной мне маркой g-part. Коробка отличается от двух предыдущих оно бы более качественной полиграфией и тем, что она глянцевая. Это совершенно никак не влияет на качество того, что лежит внутри, но у меня к глянцевым коробкам какое-то тёплое касательство. Наверное, в прошлой жизни я был сорокой и любил всё блестящее. Но это не так интересно, как стикер с кодом детали. С его помощью на сайте g-part можно проверить достоверность детали. Мелочь, а приятно.

Оригинал или китайский аналог в два раза дешевле: разбираем и сравниваем водяные помпы

Если деталь подлинная, то на неё есть гарантия на два года. Тоже хорошо. Но нам интереснее, что тут лежит внутри.

А внутри возлежит обычная помпа. Вопросов к её внешнему виду нет. Помпа очень похожа на ту, которую купили за 772 рубля: тут тоже очень неплохое марка обработки и крыльчатка тоже металлическая.

Оригинал или китайский аналог в два раза дешевле: разбираем и сравниваем водяные помпы

Обработка зубьев шкива тоже не вызывает вопросов: нет заусенцев и тем более вмятин, как это было на предыдущих парадностях.

Оригинал или китайский аналог в два раза дешевле: разбираем и сравниваем водяные помпы

Давайте её разбирать. Конструктивно эта помпа такая же, как предыдущая: разобрать её тяжело, и мы сделали это только с помощью пресса. Снять вал можно тоже лишь в сторону крыльчатки, а не шкива, как на вазовском насосе.

Оригинал или китайский аналог в два раза дешевле: разбираем и сравниваем водяные помпы

Тут тоже нет стопорного винта, и все детали сидят просто внатяг. Тем не менее корпус оказался значительно прочнее, чем корпус самой дешёвой помпы. Даже разобрали полностью: сняли и шкив, и крыльчатку, и вал с подшипником.

Что в итоге?

Само собой, отпадает оценить деталь без полноценного ресурсного теста. Но даже тот минимум, который мы увидели во время разборки насосов (а в случае с вазовской помпой – без интриги, а сразу на шкиве), позволяет сделать некоторые выводы.

Только одна помпа никак не может получить положительную оценку – это Gallant за 772 рублевки. Уж слишком просто она разламывается пассатижами. Может, конечно, она послужит, но доверия не вызывает совсем. Правда, стоит, повторюсь, копейки.

Оригинал любо-дорого глядеть, но ему очень подпортили репутацию засечки на зубьях шкива. Видимо, контроль качества – не самая сильная сторона компании. Впрочем, если прежде установкой эту помпу хотя бы внимательно осмотреть, проблем быть не должно. Существенный минус – стоимость в 1602 рубля, что в два с лишним раза с походом, чем первое китайское изделие. Точнее, китайская поделка.

Тут остановлюсь чуть подробнее. Вполне вероятно, что на ресурсном тесте эта помпа показала бы себя с лучшей сторонки. Но мы все знаем про «втыковость» современных моторов. Так что ремень ГРМ для них – это святое. Начала помпа свистеть – заменил её и забыл. А вот если порвётся ремень… В общем, тут ажно внешний осмотр позволяет сделать некоторые выводы.

Помпа g-part – золотой середнячок. К качеству вроде претензий нет: корпус крепкий, выглядит аккуратно, собрана хорошо. В комплекте, как и у предыдущих образцов, есть прокладка. Стоимость помпы – 1082 рубля, что заметно интереснее, чем у звенья ВАЗа. Конечно, хотелось бы проверить, как она повела бы себя на тесте подшипника, от которого в основном и зависит ресурс помпы, но, увы – сегодня у нас не тот формат. А вот разве попытаться оценить насос по внешним параметрам, то я, наверное, поставил бы именно эту помпу. Ну или оригинал, если бы нашёл небракованную деталь.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

5 − 5 =